пʼятницю, 25 жовтня 2013 р.

Геннадий Недорезов о выборах мэра Херсона и городе будущего. Ля мур-лемур. Часть 2

 Наш ресурс продолжает публиковать размышления Геннадия Недорезова, советника по развитию территорий Александр Вербицкого, о месте образа города в идеологии и мировоззрении херсонских политиков.

Эпиграф. «— Не хрюкай. Выражай свои мысли как-нибудь по-другому!»
/Льюис Кэррол, « Алиса в стране чудес»/.

Рассмотрим теперь другой момент: государства, так сказать, - Fading Away of the State, а города «размножаются», но что такое сегодня современный город, как в нем организовано управление должно быть?. Раньше было проще.

 Например, Херсон строился по плану, который составлялся более 12 лет. 
Главным строителем города, Николай Корсаков, 1-го февраля 1784 года был назначен Григорием Потемкиным.
Документы передают огромное напряжение, с которым велись работы. Строились крепость, колодцы, кирпичные заводы, пороховые погреба, жилища для военных чинов, строился город, аптека «о двух этажах», казенные дома для городских учреждений за счет крепости, оранжереи, важная в стратегическом отношении дорога, соединившая Збурьевку и Перекоп. Николай Иванович любил город, желал ему добра и благополучия и каждый свой рапорт заканчивал словами: «Благополучный город Херсон»….

Сегодня другие времена, - все по-другому. Другими словами, город сегодня - есть всё! 
Все структуры его жизни и деятельности людей, все социальные институты, все формы человеческой активности, все процессы, характерные для данной культурно-исторической и социально-экономической формации, выворачиваются в пространство «города» и находят там свою специфическую форму представительства.
И как же управлять в таких явлениях новой формации? Как управлять городом? Какова должна быть политика организации такого управления?..
Известно пока только одно: любая политика (управления в частности) мыслима лишь при наличии проводящих ее субъектов. Это обстоятельство связано с вопросом о субъективизации сообщества… А значит необходим  социальный институт отбора и подготовки управленцев, - мэров в том числе. Как это делается в других сферах деятельности: военной, искусства, спорта и т.д.
Короче, понятие, онтологию того, что есть современный город, и конкретно город Херсон, надо охватить целостной мыслью. А такой сегодня может быть только коллективная мысль. В свое время Борис Пастернак в “Поэме о Ленине” впервые дал определение суть творчества такого рода управленцев: “Он управлял (Ленин) течением мыслей и только потому страной” а у нас законодательство полностью разбивает целостность такого подхода: все кандидаты на должность мэра должны быть от партийных, то есть частичных, не связанных между собой единую целостность оргструктур, по пониманию происходящего в таком явлении, каким является город.
В Евангелии сказано: “всякое царство, разделившееся в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит” (Матф. 12, 25). Так и Херсон, и Украина, и регион, - при наличии раздираемых эти образования «конкурирующими партиями», которые на самом деле «ничего не могут мыслить по определению», не «устоят»… Не устоят.

Однако, сделаем другой заход для понимания, что такое город, предложенный А.Левинтовым. Заход через культуру.
Все разнообразие представлений о культуре может быть сведено, по мнению российского философа и культуролога Т. Ойзермана, к двум, а именно: относительно социума культура выступает в функции норм и регулятивов общественной и индивидуальной жизни безотносительно социума, морфологически, культура представляет собой самоценность и одну из самоочевидных целей существования человечества (русский математик и богослов о. П. Флоренский, погибший в ГУЛАГе, на вопрос о том, что такое культура, дал предельно морфологический ответ: “по-видимому, это то, что только и останется после нас”).

Мы уже упоминали о Fading Away of the State, и о том, что  города «размножаются», но что такое сегодня современный город, как в нем организовано управление должно быть…в контексте культуры.

Город – древнейшая форма человеческого поселения. При всем их невероятном многообразии – от страны к стране, от народа к народу, от века до века – города имеют одно свойство, объединяющее и пещерный город троглодитов, и античные Афины, и древний Салем-Иерусалим, города России, города Америки. Речь идет о некотором источнике света в центре: будь то костер первобытных людей или даунтаун Чикаго. Вокруг этого источника возникают сложные социальные машины, называемые “город”, морфологически очень разнообразные.

Важно подчеркнуть некоторые детали центрального спота.
Во-первых, он имеет вертикальную ориентацию. Чтобы ни копошилось и не свешалось внизу, сверху – это всегда прекрасный цветок, обращенный к небу: крестами, куполами, небоскребами, шпилями, искрами огней.
Во-вторых, эта вертикаль города опирается на “тетраксис”. “трапезус”, четырехугольник, прообразом и прототипом которого был жертвенный камень. Трапециевидные холмы в центре города – это и главный афинский холм, и киевский Детинец, и московский Кремль.
В-третьих, вся эта вертикальная структура города имеет искусственный, контрастный окружающему естественному ландшафту, характер.

Духовная виртуозность городов, их распахнутость универсумально-духовному пространству Космоса и Земли, натянутость между этими полюсами, и городские шедевры как следы истории составляют единый и искусственный ансамбль. Этот образ города позволяет построить базовую гипотетическую модель города будущего. Если “Бог для всех” будет замещен “Богом для каждого”, то каждая личность будет иметь персональный город, виртуальный или материализованный (это несущественно).
P.S. Вот такой «Ля мур-лемур» вырисовался.

Еще статьи по теме:

Немає коментарів: