четверг, 29 марта 2012 г.

Особенности парламентских выборов

Еще 17 ноября 2011г. и оппозиционные члены украинского парламента, и члены парламентского большинства проголосовали за поддержку проекта Закона «О выборах народных депутатов Украины» (указанный Закон поддержан конституционным большинством депутатов - 366 голосов из 404 присутствующих в сессионном зале). По заключению Венецианской комиссии, Закон соответствует мировым стандартам демократии.
К наиболее существенным положениям Закона относятся следующие:

ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

Законом изменен способ избрания депутатов - выборы депутатов осуществляются по смешанной (пропорционально-мажоритар-ной) системе.

Смешанная избирательная система - это система определения результатов выборов, которая предусматривает сочетание в себе элементов мажоритарной (когда избранным считается кандидат, получивший на выборах абсолютное или относительное большинство голосов избирателей) и пропорциональной (система определения результатов выборов, при которой депутатские мандаты распределяются между партиями пропорционально количества поданных за них голосов избирателей в многомандатном избирательном округе) систем.

Суть заключается в следующем:

-    225 депутатов (т.е. 50% членов парламента) избираются по избирательным спискам кандидатов от политических партий;

-    225 депутатов (т.е. 50%) избираются по мажоритарной системе в одномандатных избирательных округах.

Избирательные блоки исключены из участия в выборах. Теперь партии будут выдвигать свои собственные списки кандидатов, а не объединяться с целью выдвижения общего списка.

Также повышен избирательный барьер для партий. Право на участие в распределении депутатских мандатов получают кандидаты в депутаты, включенные в избирательные списки партий, получивших пять и более процентов голосов избирателей,

Позитивом Закона является то, что избирательный барьер определяемся на основе суммарного количества голосов избирателей, поданных за кандидатов в депутаты, включенных в избирательные списки партий, а не на основе числа избирателей, принявших участие в голосовании.

ЭТАПЫ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Избирательный процесс включает следующие этапы:

-    выдвижение кандидатов в депутаты партиями (начинается за 90 и заканчивается за 79 дней до дня голосования);

-    регистрация кандидатов в депутаты (заканчивается за 70 дней до дня голосования);

-    проведение агитации(начинается со дня, следующего за днем принятия избирательной комиссией решения о регистрации кандидатов в депутаты, и заканчивается в 24 часа последней пятницы перед днем голосования);
-    день голосования (выборы в Верховную Раду проходят в последнее воскресенье октября пятого года полномочий парламента -28 октября 2012 года);

-    установление итогов голосования (не позднее, чем на 15-й день со дня голосования).

Законом установлено, что депутатом может быть избран гражданин Украины, достигший на день выборов 21 года, имеющий право голоса и проживающий в Украине в течение последних пяти лет.

Субъектами избирательного процесса являются Центризбирком (ЦИК), партия, выдвинувшая кандидата в депутаты, кандидат в депутаты, официальные наблюдатели.

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ

Определены новые положения образования избирательных участков:

-    избирательные участки образуются Центральной избирательной комиссией;

-    предельное количество избирателей на избирательном участке (за исключением заграничных избирательных участков) не должно превышать 2500 человек;

-    информация о перечне соответствующих избирательных участков с указанием их границ, номеров и одномандатных округов, в которых эти избирательные участки относятся, публикуется ЦИК за 175 дней до дня голосования.

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ

Законом предусмотрено, что субъектами представления кандидатур в окружные избирательные комиссии - ОИК (от 12 до 18 человек) являются:

-    политическая партия, депутатская фракция которой зарегистрирована в Аппарате Верховной Рады Украины (в этом случае представитель обязательно включается в состав ОИК);

-    политические партии - субъекты избирательного процесса (представитель включается в состав ОИК путем жеребьевки).

Законом предусмотрено обнародование решений ОИК на веб-сайте ЦИК.

ВЫДВИЖЕНИЕ И РЕГИСТРАЦИЯ КАНДИДАТОВ В ДЕПУТАТЫ

Законом предусмотрено исключительное право ЦИК регистрировать кандидатов в депутаты в одномандатных избирательных округах, что обеспечит одинаковые сроки регистрации кандидатов в одномандатных округах и общегосударственном многомандатном округе. Все кандидаты будут обязаны подавать свои регистрационные документы непосредственно в ЦИК не позднее, чем за 75 дней до дня голосования.

Закон предусматривает, что право выдвижения кандидатов в депутаты в общегосударственном округе (225 человек) реализуется избирателями через партии. При этом лицо одновременно может выдвигаться кандидатом в одномандатном избирательном округе (как от партии, так и путем же выдвижение) и в общегосударственном избирательном округе по партийному списку. Но кандидатом избирается только один округ для голосования.

Законом предусмотрено, что если кандидат будет избран депутатом одновременно в одномандатном и общегосударственном округе, он будет считаться избранным по одномандатному округу, тогда как в общегосударственном округе избранным будет считаться следующий в порядке очередности кандидат в партийном списке.

Закон обязывает кандидатов в депутаты в одномандатных избирательных округах вместе с документами, которые будут подаваться для их регистрации, подавать свои предвыборные программы, которые подлежат обнародованию на веб-сайте ЦИК. Декларации об имущественном положении, доходах, расходах и обязательствах финансового характера публикуются на сайте ЦИК только в части сведений, которые не являются конфиденциальными.

Кроме того, вносится денежный залог для партии, выдвинувшей список кандидатов, он составле-ят 2,204 млн грн. Задаток за кандидата по одномандатному округа вносит партия, которая его выдвинула, или сам кандидат в размере 13, 224 тыс. грн.

ПРЕДВЫБОРНАЯ АГИТАЦИЯ

Предвыборная агитация начинается на следующий день после регистрации и заканчивается в 24 часа последней пятницы перед днем голосования.

Официальные сообщения не являются агитацией и не должны содержать комментариев и видео, фото агитационного характера.

Во время предвыборной агитации запрещается использовать помещения органов власти за счет избирательных фондов партий или кандидатов. В этих помеще-них нельзя размещать агитационные материалы.

Запрещается распространять материалы, содержащие призывы к насилию, к войне, захвату власти и др.

Запрещается также размещать политическую рекламу внутри и снаружи общественного транспорта, помещениях метро, автобусных и железнодорожных вокзалах.

Законом запрещено бесплатно распространять товары (кроме тех, которые содержат название, символику и флаг партии и не превышают стоимость 33,06 грн.).

Запрещено изготовление и распространение печатных агитационных материалов, не содержащих информацию о заказчике, производителе, ответственного за выпуск, тираж.
В октябре 2012 года мы будем выбирать новый состав Верховной Рады. Да и сами выборы будут проходить по-новому.

2012.03.29 Херсонський вісник №13, с.8.

Еще статьи по теме:

Комментариев нет: